Проблему стука в шлицевом соединении рулевого вала для себя наконец-то решил. Подобную конструкцию я рассматривал и в более ранних постах, но долго не мог довести до конца. Спасибо коллегам по работе за помощь в разработке и реализации задуманного. Появился опытный образец, немного неуклюжий, требующий небольшой доработки, что стало очевидным после начала его эксплуатации, но он РАБОТАЕТ. Данное устройство предназначено для наполнения смазкой шлицов этого пресловутого шлицевого соединения. Как описывали ранее форумчане, вал стучит по причине выбивания и стекания смазки из шлицов. А смазать его можно, только разобрав конструкцию, что крайне неудобно, а со временем это приходится делать чаще и чаще, т.к. соединение вырабатывается все больше и больше. В моем случае дошло до того, что я снимал вал каждые 500 км (сильно раздражал меня этот клятый стук). В общем, проблема решена, данный девайс обкатан в течение 2 тыс. км. Нареканий нет. Из преимуществ подобного решения хочу отметить, что механических повреждений валу не наносится и что складывающаяся конструкция вала остается без изменений. Вал не пилим и не сверлим. Да, единственное насилие над рулевым валом: ограничитель рулевого вала в виде легкого накернения придется все-таки убирать, если кто-то этого еще не сделал, т.к. по-другому вал на две части не разберешь.
Вот так выглядит это решение в сборе.
Фото 1
А теперь к делу.
Прилагаю эскиз изделия с размерами для справки. Точные размеры снимались токарем непосредственно с рулевого вала, моя задача была лишь объяснить, что я хочу и показать эскиз, а по мере изготовления детали, токарь вносил свои изменения и поправки. Я думаю, что хороший токарь, как и в моем случае, если вы покажете ему фотографии и принесете с собой рулевой вал, разберется в размерах и допусках на посадку сам.
Фото 2
Материал
Вам необходимо достать сальник с размерами 16-30-7/6,5; стопорное кольцо для фиксации сальника; пресс-масленку; в качестве корпуса для устройства мной использовалась бронзовая болванка диаметром 40 мм, длиной 70 мм. Все это обрабатывается специалистом, и на выходе получаем устройство для шприцевания шлицов, а также хомут для уменьшения образовавшихся зазоров за время эксплуатации с малым количеством смазки.
Сборка
Перед сборкой вал разбирается на две части. Внутренние шлицы верхней части рулевого вала («мама») смазываются. На верхнюю часть рулевого вала плотно, но без больших усилий, слегка постукивая молотком, насаживается этот хомут и фиксируется от руки болтами, которые видны на фотографии. Слегка смазываем шлицы нижней части рулевого вала («папа») и аккуратно вводим нижний вал через отверстие сальника внутрь верхней части рулевого вала. Аккуратно проходите широкой частью, которая со шлицами через отверстие сальника и постарайтесь собирать это все в кучу один раз, т.к. каждая последующая сборка и разборка может повредить пружину в сальнике. После того как вал собран смажьте болты на корпусе хомута резьбовым герметиком и затяните их, но затяните так, чтобы убрать тот люфт который выработался ранее при работе без смазки, но и проверьте, чтобы затянутые болты не заблокировали работу вала, вал должен и складываться и раздвигаться от руки.
Установка на позицию и эксплуатация
Установите вал в сборе с хомутом на позицию и сделайте пару закачиваний шприцом для заполнения внутреннего пространства между сальником и началом верхней части рулевого вала. Не пытайтесь прокачать шприцом смазку через шлицы. Там очень малый зазор. Смазка попадет туда во время эксплуатации за счет того, что в том пространстве, куда она была закачана (зазор (d1-d2)), создается избыточное давление, что и проталкивает малыми порциями смазку между шлицами. Ваша задача периодически делать пару закачек шприцом через пресс-масленку. По началу с радости, что не стучит, я делал эту процедуру прокачки каждые 100 км.
Фото 7
Верхняя часть рулевого вала имеет форму трубы и лишняя смазка со временем будет вытесняться наружу. Это видно на одной из фотографий. Контролируйте периодическим осмотром, а то лишняя смазка капнет вам под ноги.
Фото 6
Пожалуй, это все. Рекомендую изготовить данное устройство и тем у кого стучит, и тем у кого не стучит рулевой вал в шлицевом соединении. То, что вал у кого-то не стучит это вопрос времени.
Доработка
В том варианте, который представлен на фотографиях в верней части хомута стоит сальник 24-35-7, и корпус хомута посажен на верхнюю часть рулевого вала от руки и зажат болтами, для предотвращения его сползания в процессе эксплуатации.
Фото 5
В процессе эксплуатации стало понятно, что второй сальник не нужен, а посадка хомута на верхнюю часть рулевого вала должна выполняться плотно а не от руки. Планирую это устранить, изготовив новое устройство. Кроме того, планирую сделать хомут длиннее, так, чтобы он садился как минимум до сиреневой полосы, нанесенной на верхней части рулевого вала и снабдить его не двумя болтами для выборки зазора, а четырьмя. А пока все работает, катаюсь, наслаждаясь тишиной, чего и Вам желаю
Немного повторюсь
1 шаг. Одеваем хомут на верхнюю часть рулевого вала. Внутренние шлицы вала обильно смазаны
2 шаг. Фиксируем хомут болтами (на эскизе не указаны, см. фото) от руки
3 шаг. Вставляем нижнюю часть рулевого вала, слегка смазанную, через сальник с небольшим усилием
Фото 3, фото 4
4 шаг. Соединяем части рулевого вала вместе
5 шаг. Смазанные резьбовым герметиком болты закручиваем с небольшим усилием. Эти болты удержат хомут на месте, не давая ему соскользнуть вниз. В моей задумке они для этого и предназначались. Когда же я собирал данную конструкцию, я не ожидал, что материал, из которого изготовлен вал, настолько мягок, что усилием болтов можно заблокировать внутреннюю часть вала, но при разумной затяжке можно даже и слегка выбрать тот зазор, который образуется при работе в среде с обедненной смазкой. При этом вал должен складываться и раздвигаеться от руки. Не заблокируйте его
6 шаг. Ставим вал на позицию, делаем пару контрольных шприцеваний (Зазор (d1-d2) заполняется смазкой под давлением, смазка проникает в процессе езды между шлицами)
7 шаг. НАСЛАЖДАЕМСЯ ездой без стука
Хочу напомнить, что прежде чем вносить изменения в заводскую конструкцию рулевого управления, Вы должны хорошо подумать, не приведет ли это к дополнительным рискам для Вашего здоровья. Думайте и взвешивайте. Решать Вам. Счастливого пути.