Обошел неделю назад почти все разборки возле Ямы. Рассматривал подходящий вариант шлицевого соединения. Искал вариант вала в комплекте с эластичной муфтой. Хотел найти, чтобы вал был и со шлицевым соединением и имел в комплекте эластичную муфту. Подобный вал имеют BMW. Однако на поверку валы от BMW оказались из алюминия. Поэтому вариант девайса от подобной машины отпал сразу. Далее был найден вал от Huinday Tucson. Очень похож на наш вал и тоже без эластичной муфты. Чуть было не купил. Но решил побродить еще. Затем наткнулся на вал от Toyota Camry (модель какого года я не спрашивал, но судя по виду до 2000 года. Да, ко всему еще, эта машинка была прулька). Вот этот вал мне сразу лег на душу. Однако, я еще побродил по разборкам. Похожие валы на Toyota Avensis. Два раза возвращался и крутил в руках вал от Камри. Потом заехал на авторынок узнал цену на новый тиидовский вал. 170 долларов. Цена слегка отрезвила и я вернулся и купил за 50 бакинских рублей вал от Camry (самое интересное, что на все валы, которые я видел, и они более-менее подходили под мое описание, была одна и та же цена на разных разборках. Наверное, такса такая у барыг). Изделие то я купил, но неделю не было времени снять родной вал и сравнить с купленным. Еле сдерживался. На первый взгляд уж очень они были похожи. Пришла мысль выдавить крестовины на обоих валах и перепресовать нижние части от Тиидовского на вал от Камри и попробовать этот гибрид притулить в Тииду. Порылся в Сети и нашел инфу от производителей крестовин, что крестовины, что на Тииде, что на Камри – одинаковые (размер 16х39, можно 16х40, но первые легче после установки закернить). Далее поехал на «Успех» и купил крестовину Toyo 16х39, за 10 бакинских. Был поражен тем, что ни в одном магазине, где я искал крест, никто не располагал информацией о том, какие размеры крестовин на какую машину подходят. На доводы о том, что от производителя должна быть какая-то таблица, где указано какие размеры крестовин у различных марок машин, слышал ответ, что подобной таблицы нет. Блин, но я то за день до поездки такую таблицу нарыл в Инете.
Итак, настал момент, и появилось время снять родной вал. Далее прилагаю фотографии. Когда снимали Тойотовский вал на разборке, то я обратил внимание, что он установлен по-другому. Так сказать, вверх ногами. «Мама», в виде стакана находиться под ногами, т.е. является по сути нижней частью тойотовского рулевого вала, а «папа», как и подобает, находится сверху. Так вот, обратите внимание на утолщение на нижней части стакана тойотовского вала, сразу после карданчика. Это демпфирующая часть вала. Выполнена она по принципу сайлентблока. Труба в трубе, а промежуток залит резиной. Только для надежности насквозь еще и удерживается шплинтом. Когда искал подходящий вал со шлицевым соединением, такую же конструкцию демпфера видел у знакомых на рулевых валах на Форде Фокус и Форде Фьюжн. Кстати машины нашего класса.
Итак, оба вала сняты. После их сравнения оказалось, что один кардан идеально совпадает по шлицам.
Эта та часть, которая садится на вал электроусилителя. Внутренняя часть имеет 28 зубчиков и одинаковый диаметр. Это, все-таки, удача. Однако, эта половинка крестовины у тойоты длиннее, где-то на 5 мм. А вилочка у тойотовского кардана чуть короче. Было решено, что тойотовский вал будет устанавливаться на Тииду по аналогии с тем, как он установлен на Камри, т.е. для нашего вала это вверх ногами, а тут еще внутренние части карданов совпали.
Затем аккуратно была выпрессована нижняя часть противоположного карданчика и теми же крышечками с крестовины впрессована в тойотовский вал.
Далее установил вал на позицию и покатался недалеко от гаража, преодолевая различные ямки и бугры. Все ОК. После этого вал был снят. И нижняя крестовина гибридного вала была заменена на новую и закернена. Затем вал поставил на место. Ехал домой и прислушивался. Не стучит. Вал вращается без проблем и закусываний. Во дворе заезжал на бордюры и в ямки. Все в порядке. Не стучит. Вал вращается.
На последней фотографии виден вал целиком на своем месте. От Тиидовского вала осталась только нижняя часть нижнего карданчика. Также видно, что шлицевое соединение покрыто каким-то светлым напылением. Вал на две половины не разъединял, т.к. внешний стакан слегка сдавлен по краю и препятствует выпадению, поэтому смазку на шлицевое не добавлял. Теоретически, такой вал должен ходить и ходить. Что ж, дальнейшая эксплуатация покажет.
Главное, чтобы шлицевой вал Камри не был короче нашего и не вывалился из шлицевой втулки в движении. А, вообще, я тоже задумывался над тем, почему на наших валах нет демпфера, весьма полезной вещи.
Tibet писал(а): Главное, чтобы шлицевой вал Камри не был короче нашего и не вывалился из шлицевой втулки в движении.
Исключено. Размеры практически один в один. Вал опускается в стакане на такую же глубину, как и тиидовский. Если пытаться выдернуть его, то от видимой отметки на фотографии вал может выдвигаться на 13 мм. Далее упирается в обжатую часть стакана. Стакан обжат, а не так как на Тииде закернен.
Voha писал(а): Хорошо бы узнать точно от какой Камри этот вал.
Если буду проезжать мимо разборки, то заеду спрошу какого года машина-донор. Думаю, что вин кода на этой машине скорей всего не будет. Да я и не ожидал, что так удачно попаду с валом. Сравнить было не с чем. Мой то вал был на позиции. Честно говоря брал Тойотовский вал наобум. Когда делился со знакомыми своей идеей, то наслушался пессиместических прогнозов досыта. Даже начал подумывать, что деньги потратил зря.
Voha писал(а): Хорошо бы узнать точно от какой Камри этот вал.
Вот еще информация. Может, поможет в поиске. В Тииде рулевой вал находится целиком в салоне, т.к. вал от рулевой рейки заведен прямо в салон. А вот у Камри нижний кардан и демпфер находятся в подкапотном пространстве. В салон вал входит через резиновое уплотнение. Это уплотнение в диаметре примерно 10 – 12 см. Тойотовский вал вынимается только в салон вместе с этой резинкой, по-другому никак. Я эту резинку срезал, как привез вал домой и выбросил (надо было хотя бы сфотографировать). Посадочные части карданов у вала Камри одинаковые, точнее не только посадочные места, а оба кардана одинаковые, что под капотом, что в салоне. На фотографии остатки рулевого вала Тииды (вал выдвинут в рабочее положение) и выпрессованная нижняя часть рулевого кардана от Камри. Внутренний диаметр посадочного места около 16 мм (пишу около 16 мм, т.к., за счет разреза, размер диаметра может варьироваться). Внутри 28 зубчиков. Когда устанавливал вал от Камри, ширину разреза на кардане увеличил, с помощью шлифмашины, т.к. показался разрез узковатым. Болтов на тойотовском валу не было. Но прекрасно подошел родной болт.
Итак, 0,5 тыс. с новым валом. Хотелось бы поделиться впечатлениями. Впечатления только позитивные. Стук в рулевом исчез. Мой стиль езды умеренный. При выполнении разворотов, поворотов, в том числе и резких, а также при резком изменении траектории, например, объезд препятствия или выход на обгон (в том числе и на скорости 140 км/ч), я изменений в информативности и послушности руля не заметил. Хотя, кажется, что немного мягче стал вращаться руль. Но тут стоит отметить, что вместе с валом я поменял опоры и опорный подшипник на передних стойках. Блин, честное слово, создается впечатление, что сел за руль новой машины, после этих всех процедур. Возвращаясь к валу, хочу добавить. Знаете, как это бывает, когда выполняешь поворот и не успеваешь прекратить вращать рулевое колесо перед крайней точкой, и руль с размаху останавливается. Так вот, раньше звук удара при этом был звонкий, как от удара металла по металлу (ну, примерно так: «Клац»). При этом создавалось впечатление, что если подобное повториться еще пару раз, то случиться что-то непоправимое. С новым валом, в подобной ситуации, удар, передающийся в рулевой колесо, глухой и кажется несильным и мягким (примерно так: «Тук»). Кто понимает разницу между «Клац» и «Тук», тот поймет меня. А, вообще-то, кроме шуток, я доволен. Демпфер на валу работает. Да и стука этого проклятого в руле нет. Привет всем нервным и удачи на дорогах.