Выбор системы
СИСТЕМА БЮДЖЕТ
Системы на базе СД ресивера
СИСТЕМА БЮДЖЕТ [открыть/закрыть]
В основе таких систем лежит встроенный в СД ресивер усилитель.
Акустика:
Фронтальная 2-х компонентная система. При выборе акустики для таких систем надо учитывать, что встроенный в СД усилитель способен выдавать 12-15вт (при заявленной мощности 35-45 вт), и "раскачать" мощную акустику он не сможет. Поэтому не стоит останавливать свой выбор на мощной акустике, а выбрать акустику с высокой чувствительностью (90дб и выше). Размер акустики желательно иметь 16см или 13см. Акустика размером 10см в таких системах не приемлема. Инсталляционные размеры мидвуферов не превышают 5,5 см, что облегчает установку.
Акустика устанавливается в штатные места в двери.
В качестве тыловой акустики может быть использована недорогая коаксиальная. При грамотном ее использовании (применяются пассивные фильтры, смесители) можно увеличить объем и глубину звуковой сцены.
Размер тыловой акустики не важен -10см - 16см.
Недостатки системы
На большой громкости появляются искажения на нижних частотах.
Это происходит потому, что усилитель СД ресивера не в состоянии " раскачать" акустику. К тому же при максимальных уровнях громкости возрастают нелинейные искажения усилителя, которые достигают значения 10%, что очень много. На более низких уровнях громкости система звучит лучше.
Нет среднего баса. Диапазон среднего баса 70-350 Гц. Для того, чтобы этот диапазон воспроизводился правильно, вуфер должен работать в правильном акустическом оформлении, то есть в акустическом экране.
Вуфер, работающий в неправильном акустическом оформлении будет иметь плохую АЧХ. В ней будут провалы в районе 100-400Гц до 10 дб. На слух будут ощущения, что "недостаточно" басов. Можно попытаться исправить АЧХ с помощью полупараметрического эквалайзера, но обычно это не спасает.
Необработанные виброшумоизоляционными материалами двери резонируют при воспроизведении мощного сигнала.
Бюджетные системы на базе 4-х канального усилителя.
Эти системы отличаются от предыдущей использованием внешнего усилителя.
Скрытый текст [открыть/закрыть]
Усилитель в такой системе должен отвечать следующим требованиям:
- наличие линейного выхода
- плавно регулируемые кроссоверы
- возможность работы кроссовера HP, LP
- возможность работы в мостовом режиме.
Если усилитель отвечает этим требованиям, то в дальнейшем эту систему можно улучшить, добавив сабвуфер. Наличие линейного выхода у усилителя, позволит использовать одну пару линейных выходов на СД ресивере (у недорогих СД ресиверов обычно имеется 1 пара линейных выходов). В этом случае регулировка FADER на СД ресивере не будет работать. Если же СД ресивер имеет 2 пары линейных выходов и он соединен с усилителем 2-мя межблочными проводами, то эта регулировка будет работать и может пригодится.
СИСТЕМА КОМФОРТ
Системы КОМФОРТ на базе 4-х канального или двух 2-х канальных усилителей.
СИСТЕМА КОМФОРТ [открыть/закрыть]
Такие системы составляют 90% устанавливаемых систем. Высокий уровень воспроизведения, наличие сабвуфера, высокая мощность (до 125 дб) удовлетворяет практически любого владельца автомобиля. С такой системой можно участвовать в соревнованиях по автозвуку и рассчитывать на призовые места.
Головное устройство - СД ресивер.
Фронтальная акустика 16см или 13см устанавливается на специальные подиумы. Для ее работы используются 2 канала усиления. Поскольку в системе используется усилитель и уровень мощности системы значительно выше, чем у встроенного усилителя СД ресивера, то акустическое оформление вуфера имеет большое значение. Неграмотная установка акустики нередко приводит к выходу из строя вуфера. В некоторых моделях автомобилей можно обойтись без подиумов. В этом случае требуется доработка штатного установочного места или его переделка изнутри. Внутреннюю часть двери необходимо обработать виброизоляционными материалами. Часть двери, на которую одевается обшивка, необходимо обклеить виброшумоизоляционным материалом, прорезав технологические отверстия для проводки и тыльной части установленной акустики. Такая акустическая обработка избавит систему от нежелательных резонансов и улучшит работу вуферов в нижней части диапазона.
Усилитель должен удовлетворять следующим требованиям.
- наличие линейного выхода
- плавно регулируемые кроссоверы
- возможность работы кроссовера HP, LP
- возможность работы в мостовом режиме
- мощность в мостовом режиме должна быть не менее 200вт.
Сабвуфер
для работы сабвуфера используются 2 канала усиления включенные мостом.
Сабвуфер корпусной. Размер сабвуфера 10"-12". Корпус сабвуфера рассчитывается на компьютере с учетом передаточной функции салона вашего автомобиля.
Настраивать такую систему можно на слух по тестовому или настроечному диску.э
СИСТЕМА ПРО
Профессиональные системы на базе 4- канального или двух 2-х канальных усилителей.
СИСТЕМА ПРО [открыть/закрыть]
Фронтальная акустика в этих системах обязательно должна быть 3-х компонентная. Установив такой комплект акустики можно уже говорить о построении сцены. Прежде чем приступить к проектированию системы необходимо тщательно исследовать двери и кик-панели вашего автомобиля на предмет установки туда среднечастотников. Только после этого можно будет определиться с выбором акустики. Кик-панели многих автомобилей не приспособлены для установки акустики. Если все- таки Вы решили установить акустику в кик-панели, то рекомендую акустику с небольшой инсталляционной глубиной. Поскольку среднечастотники должны работать от 350-400 Гц, (из практических исследований я сделал вывод, что частоты выше 350Гц довольно сильно влияют на звуковую сцену) то объем корпусов для них нужен небольшой. В случае использования в качестве среднечастотников купольных динамиков типа Morel CDM54, Macrom 58.08 надо учитывать, что они эффективно работают от 500-600 Гц. Их установка не связана с трудностями.
В принципе можно набирать 3-х комп. системы из отдельных компонентов, при этом не обязательно, что бы компоненты были одной фирмы. Практически все компании, производящие акустику предлагают готовые кроссоверы, частота раздела которых не совпадает с желаниями установщиков. Учитывая, что салоны автомобилей разные, кроссоверы могут быть различными для правого и левого каналов, не говоря уже о частотах раздела. Поэтому профессиональная установка предполагает прежде всего изготовление заказных кроссоверов. Каждый из компонентов требует изготовления специальных подиумов. Иногда подиумы для среднечастотников могут иметь различный угол наклона и различный внутренний объем. Вообщем 3-х полосная система - это серьезно.
Усилитель должен удовлетворять следующим требованиям.
- наличие линейного выхода
- кроссоверы не ниже 3 порядка, а лучше 4 для сабвуферного канала
- возможность работы кроссовера HP, LP
- возможность работы в мостовом режиме
- мощность в мостовом режиме должна быть не менее 200вт.
Желательно, что бы усилитель имел возможность подключения дистанционной регулировки сабвуферного канала. Если такой возможности нет, то можно использовать отдельный блок, либо использовать сабвуферный выход головного устройства.
Для полной возможности управлять системой рекомендую использовать параметрический эквалайзер или 32 полосный графический эквалайзер (на схеме не показан). С их помощью можно выстроить желаемую АЧХ. Несколько худший результат дает 15-ти полосный эквалайзер. Ни в коем случае не рекомендую использовать 4-х, 7-ми, и даже 11-ти полосные эквалайзеры, поскольку они однозначно не решают проблему. Их можно использовать только в бюджетных системах.
В моей практике встречались системы, которые не требовали применения эквалайзеров, однако их процент невелик порядка 5%. Если АЧХ не имеет явных горбов и провалов, то можно обойтись без эквалайзеров. Если же провалы, а особенно горбы слышны на слух (более 4-6дб), то исправить их можно только с помощью этих приборов.
В некоторых дорогих процессорах одна из опций включает в себя параметрический эквалайзер, но такие процессоры довольно дорогие 600-700 дол. К тому же такие процессоры работают с СД или Магнитолами этой же фирмы. Допустим, Alpine процессор + Alpine СД. Отдельно параметрики встречаются довольно редко. Как видите, применение эквалайзеров неразрывно связано с измерением АЧХ системы. Для измерения АЧХ используются 32 полосные анализаторы спектра сигнала, которые измеряют АЧХ в реальном времени. Расчет и изготовление кроссоверов, применение эквалайзеров, настройка АЧХ требует специального оборудования и много времени.
Сабвуфер рассчитывается исходя их ТТХ динамика и передаточной функции автомобиля. Обычно я предлагаю использовать 12" сабвуферы, хотя, если не нужно большое давление в машине можно обойтись 10". Основная задача при расчете сабвуфера это плавно состыковать его с общей АЧХ. Поэтому на этапе расчета и моделирования АЧХ саба необходимо это учитывать. И на этом этапе Наличие анализатора АЧХ обязательно.
Акустическая обработка дверей в этом случае обязательна. Если машина - седан, то необходимо убрать вибрации с перегородки багажник-салон (если такая имеется). Часто источником вибраций является крышка багажника и задние крылья, нередко и ниша для запаски. Все эти места необходимо обработать виброшумоизоляционными материалом.
Для таких систем необходимо использовать компоненты высших линеек. Мы рекомендуем акустические системы Phase Evolution AudioPhile, Сабвуферы Phase Evolution HighGrade, Aliante. Усилители Phase Evolution PB, Opus.
В акустических High-End системах Phase Evolution серии AUDIOPHILE использованы самые передовые технологии изготовления АС. Диффузоры мидвуферов имеют сотовую структуру, которая придает необходимую жесткость. В этих акустических системах используются раздельные (для НЧ/ВЧ) кроссоверы высшего качества, имеющие необходимые регулировки для систем такого уровня, такие как ступенчатая настройка уровня ВЧ, возможность изменения уровня НЧ (+ 2 d
, а также фильтр HP для НЧ звена.
К мидвуферам серии AUDIOPHILE прилагаются T-S параметры, позволяющие рассчитать акустическое оформление необходимое для использования этой системы в данной конкретной установке.
Сабвуферы высшего качества серии HIGHGRADE и революционные сабвуферы серии ALIANTE. Сабвуферы Aliante имеют минимальную установочную глубину, благодаря плоскому сотовому диффузору, массивному магниту и катушке большого диаметра. Также эти сабвуферы сопровождаются измеренными параметрами T-S.