Для установки акустической системы необходимо заранее все тщательно спроектировать и подобрать необходимые компоненты, а также определить максимальные финансовые возможности.
Голова: [открыть/закрыть]
Установка любой акустической системы производится в первую очередь с головного устройства. Говоря о головных устройствах, выбор в первую очередь определяется тем форматом записи, который Вы привыкли слушать в автомобиле: компакт-диски (CD), MP3, DVD или аудиокассеты. В этом случае Вы выбираете между автомагнитолами, CD-ресиверами, CD-MP3 ресиверами и мультимедийными устройствами, воспроизводящими все форматы записи. Когда Вы определились с воспроизводимым форматом записи, Вам следует выбрать одного из производителей: Alpine,Blaupunkt, Clarion, Kenwood, JVC, Pioneer, Sony. Помимо различий в дизайне аппаратов, следует помнить о том, что головные устройства разных производителей отличаются тембральным окрасом звучания. Поэтому значение имеют Ваши предпочтения, потому что получившийся авто звук оценивать придется только Вам.
При установке стандартных головных устройств в стандартные гнезда не возникает никаких проблем. В случае если необходимо произвести установку акустической системы в нестандартное гнездо, то для этого используются переходные рамки, которые в свою очередь обшиваются специальным материалом, подобранным специально под цвет салона вашего автомобиля.
Монтаж как магнитол, так и динамиков лучше доверить профессионалам, так как от качества монтажа во многом зависит и качество звучания и долговечность вашей техники. Только опытный специалист знает все детали и тонкости установки. Поэтому иногда, когда водитель сам «монтирует музыку», в большинстве случаев звучание не окупает затраченное на покупку радиотехники средства. В самом худшем варианте неквалифицированная установка и подключение могут привести не только к выходу из строя магнитолы и динамиков, но и, как следствие короткого замыкания, к пожару в автомобиле.
Усилитель [открыть/закрыть]
Для хорошего звучания акустической системы необходимо установить автомобильный усилитель. Если акустическая система работает без усилителя, то звучание будет иметь посторонние помехи (хрипы). Это происходит в связи с тем, что акустическая система имеет на выходе мощность около двадцати ватт с большим количеством искажений.
Установленный в вашем автомобиле усилитель, позволит использовать максимум возможностей акустической системы. Благодаря наличию усилителя образуется чистый линейный сигнал без помех, появляется возможность сформировать нужную частоту и нужное усиление.
Усилители Различаются в зависимости от числа каналов которые они имеют. Они бывают как одноканальными так и восьми канальными. Число каналов определяется в зависимости от необходимой мощности на выходе, а также от плана установки спроектированной акустической системы.
Усилители квалифицируются по своим характеристикам на следующие классы:
Класс А – усилители такого класса имеют очень мало нелинейных искажений и не высокую мощность на выходе.
Класс АВ – это очень распространенный класс усилителей, он позволяет достаточно широко варьировать параметрами акустической системы.
Класс D – усилители такого класса имеют достаточно большую мощность на выходе, а также у них большой ток покоя.
Для обеспечения многополосной системы звука используются специальные фильтры, которые встроены практически во все усилители, и имеют разные параметры. Они могут быть как пассивные, так и активные.
Акустические системы [открыть/закрыть]
Для установки акустической системы необходимо заранее все тщательно спроектировать и подобрать необходимые компоненты, а также определить максимальные финансовые возможности.
Акустические системы обычно устанавливаются в штатные места вашего автомобиля. Для того чтобы акустическая система отлично вписывалась в дизайн вашего салона, необходимо подобрать подходящие материалы для обшивки всех ее компонентов.
Различают многополосные и широкополосные акустические системы. Широкополосный динамик представляет собой один диффузор, воспроизводящий широкий спектр частот, а двух-, трех– и четырехполосные динамики имеют соответственно 2, 3 и 4 встроенных диффузора для воспроизведения различных диапазонов частот. В многополосных системах спектр слышимых частот разбит на несколько полос, и каждая полоса воспроизводится отдельным динамиком, специально спроектированным, разработанным и изготовленным из нужных материалов именно для этой полосы. Это позволяет улучшить звучание по сравнению с широкополосными системами. Однако тезис, что пятиполосный динамик лучше, чем двухполосный не работает - авто акустика зависит от цены и качества.
Акустические системы для авто музыки принципиально делятся на два класса: коаксиальные и компонентные. В первом случае, речь идет о динамиках, расположенных на одной оси «один в другом», во втором варианте – динамики, воспроизводящие различные частоты, устанавливаются отдельно, то есть «разнесены». Компонентные акустические системы дают возможность именно за счет раздельной установки правильно сформировать акустическую сцену в вашем автомобиле.
Мультимедийные системы [открыть/закрыть]
Современные автомобильные аудио системы не мыслимы без использования мультимедийных технических решений. Ведь синхронизация качественного звука с видео элементами это всегда отличало фирменную дорогую систему от дешёвых аналогов. Кроме того, это весьма красиво сморится в салоне автомобиля. Ведь красиво выдвигающиеся мониторы с любимым Вашим клипом отлично разбавят Вашу напряженную обстановку при простаивании в часовых пробках на дорогах столицы.
Установка качественной медиа системы начинается с шумоизоляции автомобиля. Шумоизоляция помогает снизить уровень шума минимум на 4 — 5 децибел, и тем самым обеспечить в салоне автомобиля дополнительный комфорт, а также увеличить КПД акустической системы на 10 — 20%. . В качестве компонентов сложной медиа системы обычно используют: головное устройство, динамики, сабвуфер, усилители, видеомониторы. Сейчас можно выбрать головное устройство, которое будет воспроизводить одновременно DVD, Audio CD, MP3, WMA и другие распространенные форматы. Это оптимальное решение для медиа-систем. Акустика (динамики) бывает двух видов:
Коаксиальная акустика — это высокочастотный динамик встроенный внутри широкополосного. Она более дешевая чем компонентная акустика, но дает большие искажения звука
Компонентная акустика — это широкополосный динамик и отдельно маленькие высокочастотники.
Обычно высочкочастотные динамики (твиттеры) устанавливают в передних боковых стойках автомобиля. Широкополосную акустику монтируют в двери автомобиля. Если динамики не помещаются в штатные места, то под них изготавливают подиумы. Для получения в автомобильной аудиосистеме баса необходимо установить сабвуфер. Для обеспечения качественного звука без помех необходимо установить в автомобиле один или несколько усилителей. Автомобильные мониторы обычно устанавливают в места, находящиеся на уровне взгляда и потому особенно удобные – это на потолке салона, на противосолнечных козырьках или на подголовниках передних сидений.
Телевизор [открыть/закрыть]
Время поездки - время вынужденного бездействия. И, если водитель занят управлением автомобилем, то что же делать пассажирам, особенно если поездка длительная или автомобиль попал в пробку? Можно скрасить поезду занимательной беседой, можно установить стереосистему и насладиться музыкой. Это стандартные и наиболее распространенные решения.
Бурный технический прогресс вытесняет громоздкие электронно-лучевые трубки и привел к появлению компактных мониторов на жидких кристаллах, которые сразу же были адаптированы и для применения в автомобилях. Наличие монитора в машине открывает для пассажиров массу возможностей. Это телевидение, просмотр видеокассет и, наконец, просмотр DVD-дисков. Совместное использование аудио и видеосистемы позволяет превратить автомобиль в домашний театр.
Практически, размер экрана определяется наличием свободного пространства в конкретном месте предполагаемой установки устройства. Питание автомобильного телевизора, как и прочих установленных в машине устройств, осуществляется от автомобильной сети напряжением 12 вольт. Чаще всего, автомобильный телевизор представляет собой систему из трех основных компонентов – антенна для приема телесигнала, ТВ-тюнер для его обработки и собственно ЖК-монитор для показа готового результата довольному телезрителю. К сожалению, та радиоантенна, которая установлена в большинстве моделей автомобилей "по умолчанию", обычно не рассчитана на прием телевизионного сигнала, поэтому, скорее всего, автовладельцу потребуется доукомплектовать комплект необходимого оборудования высокочувствительной антенной с усилителем сигнала.
Обычно устанавливают автомобильный телевизор в места, находящиеся на уровне взгляда и потому особенно удобные – это на потолке салона, на противосолнечных козырьках или на подголовниках передних сидений (соответственно, для просмотра пассажирами, располагающимися на заднем сиденье). Кроме того, возможно установить монитор автомобильного телевизора в переднюю панель. К автомобильному телевизору можно подключить многие устройства, такие как . DVD-плейер, видеомагнитофон или игровая приставка – и это уже немало, если вы путешествуете всей семьей или хотите посмотреть новый фильм (или такой любимый старый), находясь на отдыхе, на природе, за городом. Экран телевизора может быть использован для представления данных навигационной системы, камеры заднего вида или парктроника (в том случае, если парковочный радар способен выдавать анимационную картинку). И, конечно, по автомобильному телевизору можно смотреть телевизионные программы.
Расчет и изготовление сабвуферных корпусов [открыть/закрыть]
Для получения в автомобильной аудиосистеме баса, соответствующего спроектированному, недостаточно ограничиться выбором подходящих динамиков. Необходимо еще разместить их соответствующим образом в подходящем объеме, т.е. создать соответствующее акустическое оформление.
При проектировании сабвуферного корпуса учитываются многие технические характеристики, такие как резонансная частота, эквивалентный акустический объем и добротность сабвуферного динамика. При этом учитывается принципиальная возможность размещения сабфуферного корпуса внутри автомобиля и предпочитаемые автовладельцем музыкальные жанры.
Геометрия сабвуферного корпуса рассчитывается на компьютере, с учетом реальных технических параметров конкретных динамиков.
Существует несколько принятых технических решений по изготовлению сабвуферных корпусов, позволяющих придать басу необходимую окраску.
Закрытый корпус
Сабвуферный динамик помещается в закрытый объем. Данное решение позволяет получить верхний диапазон инфранизких частот, наиболее подходящий для прослушивания классической музыки, а также джазовых и рок композиций.
КПД такого сабвуфера ниже, чем в оформлении с фазоинвертором.
Корпус с фазоинвертором
Применение корпуса с фазоинвертором в качестве акустического оформления позволяет увеличить КПД динамика, а также получить усиление баса в заранее заданном диапазоне частот. Корпус с фазоинвертором может быть реализован для воспроизведения любого музыкального жанра.
Band-pass
Band-pass представляет собой закрытый объем, разделенный перегородкой, в которую врезается басовый динамик. Одна из камер объема оборудована портом. Данное решение дает ровный бас и позволяет значительно увеличить бас по отдаче в достаточно широкой полосе частот. Band-pass наиболее часто применяется для воспроизведения органной и электронной музыки, а также рэп'а.
Stealth
Вариант корпуса stealth является технической реализацией любого акустического оформления из вышеперечисленных и применяется, когда требуется максимально сохранить объем багажного отсека. Для получения необходимого объема используются всевозможные ниши и полости автомобиля, обычно скрытые за декоративными облицовками или обивкой салона. Корпус изготавливается из стеклоткани и углеволокна, что позволяет получить тонкие, но жесткие стенки, а также необходимую индивидуальную форму для размещения внутри выбранной ниши.
Снятие формы задней стенки
Free-Air
Динамики, применяемые для установки во free-air рассчитаны для работы в бесконечном объеме. Таковым является объем багажника. Данное решение привлекательно тем, что динамик выводится в подлокотник или заднюю полку, что не уменьшает полезный объем багажника. Естественно, данный вариант применим только на автомобилях типа седан.
Принятие решения о применении того или иного акустического оформления сабвуфера обычно происходит на самом первом этапе, когда задуманная акустическая система существует только на бумаге в виде проекта.
На последнем этапе для изготовленного сабвуферного корпуса подбирается соответствующая обивка, позволяющая сабвуферу органично вписаться в интерьер автомобиля и стать его неотъемлемой частью.
Следует помнить [открыть/закрыть]
что в магнитоле всего два канала. Четыре получаются простым умножением мощности правого и левого каналов на два - это передний и задний. Из-за разницы расстояний от переднего и заднего динамиков, звук от задних динамиков приходит с задержкой и вызывает расстройство слуха, так как независимо от нашего сознания уши стремятся отследить источник звука, а сделать это при стандартном подборе компонентов практически невозможно.
В большинстве случаев для размещения на задней полке, исходя из устойчивых заблуждений, автолюбители упорно ищут овальные динамики с как можно большим количеством полос. Не буду критиковать эти динамики в целом. При установке перед слушателем, как при продаже на стенде, им можно было бы простить некоторые огрехи звучания в целом. Однако при установке за спиной водителя целесообразность подобного динамика весьма сомнительна.
Во-первых, громоздкая конструкция со средне- и высокочастотниками снижает звуковое давление в области низких частот.
Во-вторых, зазор между диффузором и кронштейном постоянно забивается пылью, что приводит к выходу динамика из строя.
В-третьих, высокочастотная составляющая от задних колонок “ломает” стереокартинку, которая и так с трудом создается фронтальными динамиками, расположенными не там, где правильно, а там, где технологичнее производителям автомобиля, которые создают автомобиль как средство прежде всего передвижения.
В-четвертых, трехполосная акустика с разным диаметром диффузоров динамиков не способна верно воспроизвести звучание музыки в исполнении более двух электрогитар и ударника. Попадая на полосу раздела, к примеру, голос солиста воспроизводится сразу двумя динамиками разного диаметра и звучит так, как два разных голоса с разной силой и в разных помещениях.
Как результат - звук приобретает хаотичный, размазанный характер, который не только быстро утомляет, но и приводит к ухудшению слуха и пространственной ориентации, что для безопасности водителя весьма немаловажно. При прослушивании компакт-дисков теряется та прозрачность и легкость звука, ради которой и меняют магнитолу на СD-рессивер.
Как альтернативу можно предложить на задней полке разместить широкополосные динамики с пиковой мощностью 140-160 Вт. Они и дешевле, и отдача у них в области низких частот повыше при работе от магнитолы. Если же в перспективе у вас приобретение и установка сверхнизкочастотника, то заднюю полку не стоит трогать вообще. Не могут, к сожалению, работать на один объем динамики разной мощности и диаметра. При определенных условиях можно решить и эту проблему, но подобные решения, как правило, последствия чьих-то ошибок: либо хозяина машины, либо установщика, не обладающего опытом работы со звуком, двигающихся по пути “вкидывания” как можно большего числа компонентов.
Второй вариант, более грамотный и дающий результат намного интереснее, - установка на заднюю полку НЧ-динамиков из комплекта двухкомпонентной акустики. Это позволит избежать засилья ВЧ с задней полки, а пищалки из комплекта расположить там, где им место, - перед слушателем. Подобный подход является наиболее приемлем как с точки зрения вложения средств, так и заботы о ваших драгоценных ушах.
Передние двери автомобиля весьма слабо подходят для расположения акустики. Попытки использовать пластик и различные композитные материалы наталкиваются на нежелание этих материалов работать в качестве основы для акустических излучателей. Без всех этих наворотов и прибамбасов любой динамик самой крутой фирмы будет, мягко говоря, “похрюкивать” и вызывать разочарование. Но если выполнить указанные выше требования, то относительно недорогой динамик может оказать на вас весьма приятное впечатление объемностью баса. К тому же желательно ограничить верхнюю частоту воспроизведения динамика, помещаемого в ногах, низкочастотным фильтром с частотой среза около 350 Гц, так как эта полоса в спектре звукового сигнала еще не обладает информацией о расположении источников звука. Все остальные составляющие музыкального спектра должны воспроизводиться на общепринятом для качественного и естественного воспроизведения уровне - на высоте глаз или ушей слушателя.
Если вам все же “повезло” приобрести “барабаны Страдивари для настоящих пацанов”, то есть четырехполосные овалы, не расстраивайтесь. Дело в том, что четвертая полоса выполнена на основе пьезоэлемента и звучит при отключении всех остальных динамиков на уровне комариного писка, так как производитель забыл включить этот супертвитер через согласующий трансформатор. По этой причине вклад в общую картину звука до 18 кГц эта однодолларовая примочка не вносит. При работе с кассетой или приемником в области частот выше 17 кГц ничего кроме шума нет, и отсутствие воспроизведения в этой области только на пользу. Впрочем у БУ динамиков есть полезное свойство - их нежалко разбирать на отдельные составляющие. При этом низкочастотная часть располагается сзади на полке и направляется по диагонали автомобиля. Это делается для устранения провалов в полосе 150-500 Гц, возникающих из-за конструктивных особенностей автомобиля.
Только вот при покупке такого динамика желательно знать условия, в которых он работал. Если динамик был подключен к магнитоле, не обеспечивающей неискаженный сигнал, то скорее всего нормального воспроизведения в области низких частот вы от него не дождетесь. Другая проблема - динамик рассчитан на продолжительные режимы работы. Длительный отдых, да еще в сырых, неотапливаемых гаражах, ему вреден, так как подвес теряет эластичность. Эти свойства часто используют рыночные торговцы. Дав полежать динамику, возвращают на некоторое время динамику возможность что-то воспроизводить. Однако, проработав часов 16-20, он может до неузнаваемости поменять свой голос, причем в худшую сторону.
Покупая новые динамики, приходится прогревать и выводить их на рабочий режим при номинальной подводимой мощности около 40 часов. По этой причине мы давно отказались от стенда с динамиками, так как новый динамик, “подкинутый” на проводах, прилагаемых в комплекте только для проверки работоспособности, всегда звучит жестче, чем после выхода на рабочий режим и с нормальными проводами. Естественно, если вы заранее побеспокоились о создании для динамика приемлемого акустического оформления.